Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Живопись

Вийве Ноор: мне нравится, что я и в Москве привожу что-то в движение
Художественный эксперт Центра детской литературы Эстонии и иллюстратор Вийве Ноор занимается организацией художественных выставок. В следующем году запланировано несколько выставок российских иллюстраторов, в том числе и таких известных московских художников как Екатерина Силина и Виктор Фомин. Причем, когда Ноор обратилась к ним с предложением о выставке, они решили сначала провести её в Москве, как генеральную репетицию перед выставкой в Эстонии.

Художник Вийве Ноор очень хорошо знает, что красота не обязательно должна быть красивой, но она непременно должна быть симпатичной и человечной. В передаче «Батарея» Вийве Ноор рассказала о тонкостях профессии иллюстратора.

Вийве Ноор: мне нравится, что я и в Москве привожу что-то в движениеВийве, я прочитала, как один из твоих почитателей пишет, что ты его любимая художница потому, что твои герои всегда очень человечные и что ты можешь даже веснушками украсить девушку. Как ты можешь это прокомментировать?

Во-первых, очень приятно слышать такой отзыв, такие красивые слова. Если честно, я мало слышала отзывов о себе. Когда кто-то говорит, что я их любимый художник, это очень здорово.

И чем плохи веснушки? По-моему, Пеппи Длинный чулок говорила, что веснушки украшают. Почему бы их не нарисовать?

Я вообще люблю детали. Когда я смотрю на людей, то, прежде всего, замечаю детали. Существуют крупные планы, но крупный план есть крупный план. Целое складывается из деталей, порой детали гораздо важнее. Так что веснушки на своем месте.

Как герой сказки превращается в человека? В девочку, мальчика или зайчика? Как это получается? Это ведь лишь текст, в жизни этих героев не существует. Ты берёшь их из жизни или придумываешь сама?

Не из жизни, это уж точно.

То, что в жизни - тебя вообще не интересует?

Почему же не интересует! Жизнь — это замечательная штука. Все эти образы рождаются во мне. Вполне возможно, что сказывается личный опыт, подмеченное в жизни. Они идут изнутри, это так же, как рождается стиль художника. Художник не думает, что сейчас я начну работать в таком стиле. Я сужу по своим студентам. У кого-то к концу учёбы вырабатывается свой стиль, особенно у тех, кто больше работает, а у тех, кто мало трудится, к выпуску ещё нет своего почерка. Стиль создаётся трудом, и не потому, что я хочу так делать, а потому, что я не могу иначе.

Каким должно быть твое внутреннее состояние, чтобы ты взялась за работу?

Нельзя начать рисовать в любой момент, это точно. Некоторые художники считают вдохновение чепухой, говорят, что надо работать по 8 часов и даже больше, и тогда будет результат. Я совершенно с этим не согласна. Конечно, работать можно всегда. И любой рассказ можно проиллюстрировать, но это не означает, что получится хорошо.

Если у тебя нет вдохновения, то может получиться технически безупречный рисунок, но в нем не будет настроения, того, ради чего художник рисует. И я думаю, что это касается не только живописи, но и любого другого творчества.

Что художник может добавить к уже написанному тексту? Для чего вообще нужны иллюстрации? Ведь не для того, чтобы неумеющий читать ребёнок смотрел картинки? За этим ведь стоит глубокий смысл?

Конечно. На самом деле, иллюстрация, как вид искусства, очень сильно изменилась за последнее пару десятков лет. Раньше иллюстрации только отображали текст писателя, сегодняшняя иллюстрация - это самостоятельный вид искусства. Сейчас происходит так — писатель заканчивает свой текст, отдает его художнику, который создаёт совсем другую книгу. Естественно, нельзя ошибаться, если героиня рыжая, значит и рисовать надо рыжую. Но художник читает произведение писателя, пропускает его через себя и создает свой мир, который не всегда совпадает с представлениями писателя. Вот такие изменения произошли с иллюстрациями.

Во времена моего детства иллюстрации очень четко отражали текст, сегодня такого нет. Сегодня изменились и тексты писателей. Если посмотреть на современные детские книги... В Эстонии очень хорошая детская литература, а в других странах много авторских книг, где текста очень мало и это уже не литература. Мы привыкли, что писатель остаётся писателем, даже написав пару строк. Эстонские писатели хорошо владеют пером, а в других странах детские книги похожи на отрывки, брошенные художнику, и не имеющие отдельной ценности. В этом наше различие.

В драматическом театре сейчас самое главное - танец и музыка. Можно ли сказать, что в детской литературе главный - художник, а писатель лишь пишет пару предложений? Это общая тенденция в мире?

Да, но не все так однозначно. Естественно, что всегда существует литература, которую не надо иллюстрировать. Я бываю на ярмарке детских книг в Болонье, куда привозят детские книги со всего мира. Там книгу «продает» иллюстрация. Это совсем другие книги, в Эстонии таких мало.

Поговорим о Доме детской литературы, о том, чем ты занимаешься.

Моя должность — художественный эксперт, а работа, в основном, заключается в организации выставок. Это доставляет мне большую радость и удовольствие. Мне это интересно и это тоже творчество, возможно, и не совсем такое же, но.... От меня зависит качество выставок в наших галереях.

Как ты выбираешь художников для выставок? Ты выбираешь тех художников, чьё творчество похоже на твоё или совсем других по стилю?

Я сама коллекционирую детские книги. Пока я не работала со студентами, покупала только те книги, которые нравились лично мне. А когда преподаёшь, то надо передать студентам всё хорошее, а не только то, что нравится тебе. Это не обязательно должно нравиться мне, но я понимаю, что это заслуживает внимания. Из этого мы и исходим при организации выставок — показываем всё самое лучшее. Мне может не нравиться стиль какого-то художника, но я отбираю его работы, чтобы показать многогранность. Я не исхожу из того, что это должно нравиться только детям, это должно заинтересовать всех. Я подчеркиваю, что наш дом — не только для детей, здесь любой может получить положительные эмоции, соответствующие своему возрасту и образованию.

Ты часто бываешь в России, у тебя там друзья и почитатели, коллеги-художники. Проводятся совместные выставки эстонских и российских художников. Расскажи об этих связях.

Россия — огромная страна, там очень много хороших художников, но не все они приемлемы для эстонской публики. У каждого народа есть своя черта, которая не всем подходит. Но хорошие российские художники по-настоящему хорошие. Их творчество свободно от коммерции. Сейчас в мире это редкость.

Как это понимать — свободны от коммерции? Художник просто рисует, и его не волнует, выйдет ли книга?

Когда я работаю над международными проектами, то бросается в глаза, что зарубежные художники делают только то, за что им платят. В России художник работает, не всегда получая за это деньги. Честно говоря, кроме русских художников, только эстонские также работают не ради денег. Наши совместные проекты потому такие удачные, что мы делаем то, что нам нравится, и нас не всегда заботит, заплатят нам или нет.

Что в планах Дома детской литературы?

Выставки у нас запланированы уже на 2015 год. В будущем году будет несколько выставок российских художников. Например, выставка известных московских иллюстраторов Екатерины Силиной и Виктора Фомина. У них не было в планах проведения собственной персональной выставки, но когда я обратилась к ним с просьбой, то они решили в этом году провести свою выставку в Москве, и это как бы генеральная репетиция перед нашей весенней выставкой.

Они устроили выставку в Москве, потому что ты пригласила их к нам?

Решили проверить, можно ли привезти выставку сюда. Мне нравится, что я привожу что-то в движение и в Москве. Это замечательно, когда людям нравится, и они в этом участвуют.

В ваш Дом дети приходят в основном с родителями или с учителями?

К нам обычно приходят с классом, детсадовцы — с воспитателями, школьники — с теми учителями, которые хотят дать им что-то больше школьной программы. Но приходят дети и сами, и с родителями. Бывает у нас и много взрослых.

Спасибо большое, я надеюсь, что впереди у тебя много работы и планов. Так?

Да.

С Вийве Ноор беседовала Елена Скульская.

По материалам
www.rus.err.ee

Категория: Живопись | Добавил: shepot (26.02.2013)
Просмотров: 2238 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:иллюстратор, детская литература, художник, выставки, интервью, организация, Ноор
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 18.11.2019, 02:15
Поиск
Друзья сайта
Статистика